Главная » Статьи » Эссе

Электронное портфолио – перспективы использования в персональной деятельности.
Вы знаете, мне по-прежнему верится, 
Что если останется жить Земля, 
Высшим достоинством человечества 
Станут когда-нибудь учителя!

Не на словах, а по вещей традиции, 
Которая завтрашней жизни под стать, 
Учителем надо будет родиться, 
И только после этого – стать.

В нем будет мудрость талантливо-дерзкая, 
Он будет солнце нести на крыле. 
Учитель – профессия дальнего действия, 
Главная на Земле!

Роберт Рождественский

Чтобы быть хорошим учителем, не обязательно иметь портфолио. Мне кажется, главное для учителя – его человеческие качества, любовь к детям, знания, умение заинтересовать своим предметом, мудрость, интеллект. Поэтому самое важное – это урок, т. к. на уроке ученики получают знания, открывают для себя мир, познают истину. И учитель помогает им в этом. А здесь уже нужно быть виртуозом своего дела, еще и кроме всего перечисленного, владеть современными технологиями. 
Каким же он должен быть урок XXI века? Время неумолимо диктует нам свои правила. Сейчас учитель должен доказывать всем, что он – учитель: каждые пять лет подтверждать свою квалификацию, каждые полгода отчитываться о своей деятельности. Для этого учителю и нужно портфолио. В переводе с итальянского слово «портфолио» означает «папка с документами». Какие документы должны быть в портфолио учителя? 
Правительством Санкт-Петербурга разработаны формы экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения и методические рекомендации по установлению критериев  оценки  качества труда учителя. Поэтому портфолио в современной жизни имеет для учителя такое большое значение.
Я только в этом учебном году подтверждала свою квалификационную категорию, поэтому мне пришлось собирать документы для своего портфолио, и в памяти все еще свежо. Что же должно содержаться в портфолио учителя? Можно заглянуть в пункты экспертного заключения.
Портфолио учителя Санкт-Петербурга должно отражать следующую информацию за последние пять лет.
  1. Владение современными образовательными технологиями и методиками. 
    1. Конспекты уроков (не менее пяти). Нужно иметь презентации к урокам на CD, обязательно описать, какие современные образовательные технологии учитель использует на данном уроке.
    2. Удостоверения о прохождении курсов пользователя ПК.
    3. Используемые электронные образовательные ресурсы на уроках (лицензионные программы,  собственные презентации, страницы на сайтах, свои сайты). 
    4. Материалы, подтверждающие использование дистанционного обучения. В этом мне помог электронный дневник. В нем отражается общение с детьми, родителями, использование электронных тестов, результаты тестирования учащихся. Достаточно было представить скриншоты с сайта Дневник.ру.
  2. Вклад в повышение качества образования, распространения собственного опыта. 
    1. Наличие опубликованных собственных методических разработок различного уровня (районного, городского, всероссийского). 
    2. Наличие опубликованных статей, научных публикаций (районного, городского, всероссийского уровней).
    3. 2 открытых урока или занятия с отзывами методистов и обязательно листы регистрации присутствующих на уроках.
    4. Документы, подтверждающие выступления на научно-практических конференциях, семинарах, секциях, круглых столах, проведения мастер-классов различного уровня (районного, городского, всероссийского, международного). Обязательно надо приложить листы регистрации присутствующих. Можно разместить презентации выступлений (распечатки, файлы на CD). Если мероприятие проходило в вашей школе, то нужна программа мероприятия, заверенная руководителем.
    5. Результаты участия в профессиональных конкурсах (копии грамот, дипломов, приказов/ распоряжений) различного уровня.
    6. Копии приказов, распоряжений об участии учителя в экспертных комиссиях, апелляционных комиссиях, предметных комиссиях по проверке ГИА и ЕГЭ, в жюри профессиональных конкурсов, творческих группах.
    7. Документы, подтверждающие исполнение функций наставника.
  3. Результаты освоения учащимися образовательных программ. 
    1. Результаты сдачи ЕГЭ.
    2. Результаты сдачи ГИА.
    3. Результаты внешнего мониторинга.
    4. Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах различного уровня (грамоты, дипломы учащихся; документы, подтверждающие роль учителя).
    5. Результаты участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях  различного уровня (грамоты, дипломы учащихся; документы, подтверждающие роль учителя).
  4. Критерии и показатели, дающие дополнительные баллы. Это могут быть следующие документы.
    1. Материалы о личном участии педагога в реализации образовательной программы экспериментальной площадки (лаборатории, ресурсного центра).
    2. Дипломы об участии в конкурсе инновационных продуктов.
    3. Публикации научно-методических пособий разного уровня.
    4. Наличие диссертации.
    5. Грамоты, благодарности, благодарственные письма от различных организаций, в том числе и от общественных.
    6. Премии правительства Санкт-Петербурга.
    7. Региональные, ведомственные или государственные награды.
Как видите, для повышения квалификации учителя или подтверждения категории материалов нужно немало.  
Портфолио должно фиксировать уровень профессионализма учителя и умение решать задачи его профессиональной деятельности, в нем должны отображаться все успехи учителя и его учеников. Исходя из вышесказанного, можно систематизировать материалы следующим образом.
  1. Общие сведения об учителе.
    1. Фамилия, имя, отчество, год рождения.
    2. Фотография.
    3. Образование, курсы повышения квалификации.
    4. Стаж работы, педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ.
    5. Квалификационная  категория.
  2. Научно-методическая деятельность. 
    1. Использование современных образовательных технологий. 
      • Конспекты уроков с описанием образовательных технологий. 
      • Презентации к урокам.
      • Электронные образовательные ресурсы. 
      • Удостоверения о прохождении курсов пользователя ПК.
      • Материалы, подтверждающие использование дистанционного обучения.
    2. Участие в сетевых сообществах, сайты, блоги.
    3. Участие в семинарах, конференциях.
    4. Работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, АППО, вузами и другими учреждениями.
    5. Работа в экспертных комиссиях, апелляционных комиссиях, предметных комиссиях по проверке ГИА и ЕГЭ, в жюри профессиональных конкурсов, творческих группах.
    6. Участие в работе экспериментальной площадки (лаборатории, ресурсного центра).
    7. Наставничество.
    8. Публикации.
  3. Достижения учителя.
    1. Участие в профессиональных конкурсах.
    2. Участие в конкурсах инновационных продуктов.
    3. Награды различного уровня, премии.
    4. Ученые степени, наличие диссертации.
  4. Достижения учащихся.
    1. Результаты сдачи ЕГЭ.
    2. Результаты сдачи ГИА.
    3. Результаты внешнего мониторинга.
    4. Грамоты, дипломы победителей и призеров предметных олимпиад.
    5. Грамоты, дипломы победителей и призеров конкурсов.
    6. Сертификаты, дипломы участников научно-практических конференций.
  5. Отзывы и благодарности.
Конечно, самая удобная форма портфолио – электронная. Можно постепенно год за годом хранить все документы в электронном виде, а потом, в определенный момент распечатать необходимую информацию или предоставить ее в электронном виде, но это, похоже, – наше будущее, а сейчас пока приходиться все документы распечатывать. Электронное портфолио позволяет корректировать и обновлять информацию.
Форма электронного портфолио может быть разной. Обычно все материалы хранятся в папках на компьютере, но эта форма устарела. В современном мире существует множество способов создания электронного портфолио. Можно создать свой сайт, блог, создать свою страницу на образовательном портале, который предоставляет свои услуги учителям.
И в заключении хочется сказать, что портфолио, конечно, отражает результаты деятельности учителя, но оно не отражает его человеческие качества, отношение к детям. А это тоже немаловажно. 

Автор: Шапошникова Надежда Трофимовна, учитель информатики ГБОУ школы № 617 Санкт-Петербурга
Категория: Эссе | Добавил: school617 (21.01.2014)
Просмотров: 339 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: