Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя!
Не на словах, а по вещей традиции,
Которая завтрашней жизни под стать,
Учителем надо будет родиться,
И только после этого – стать.
В нем будет мудрость талантливо-дерзкая,
Он будет солнце нести на крыле.
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле!
Роберт Рождественский
Чтобы быть хорошим учителем, не обязательно иметь портфолио. Мне кажется, главное для учителя – его человеческие качества, любовь к детям, знания, умение заинтересовать своим предметом, мудрость, интеллект. Поэтому самое важное – это урок, т. к. на уроке ученики получают знания, открывают для себя мир, познают истину. И учитель помогает им в этом. А здесь уже нужно быть виртуозом своего дела, еще и кроме всего перечисленного, владеть современными технологиями. Каким же он должен быть урок XXI века? Время неумолимо диктует нам свои правила. Сейчас учитель должен доказывать всем, что он – учитель: каждые пять лет подтверждать свою квалификацию, каждые полгода отчитываться о своей деятельности. Для этого учителю и нужно портфолио. В переводе с итальянского слово «портфолио» означает «папка с документами». Какие документы должны быть в портфолио учителя? Правительством Санкт-Петербурга разработаны формы экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения и методические рекомендации по установлению критериев оценки качества труда учителя. Поэтому портфолио в современной жизни имеет для учителя такое большое значение. Я только в этом учебном году подтверждала свою квалификационную категорию, поэтому мне пришлось собирать документы для своего портфолио, и в памяти все еще свежо. Что же должно содержаться в портфолио учителя? Можно заглянуть в пункты экспертного заключения. Портфолио учителя Санкт-Петербурга должно отражать следующую информацию за последние пять лет. - Владение современными образовательными технологиями и методиками.
- Конспекты уроков (не менее пяти). Нужно иметь презентации к урокам на CD, обязательно описать, какие современные образовательные технологии учитель использует на данном уроке.
- Удостоверения о прохождении курсов пользователя ПК.
- Используемые электронные образовательные ресурсы на уроках (лицензионные программы, собственные презентации, страницы на сайтах, свои сайты).
- Материалы, подтверждающие использование дистанционного обучения. В этом мне помог электронный дневник. В нем отражается общение с детьми, родителями, использование электронных тестов, результаты тестирования учащихся. Достаточно было представить скриншоты с сайта Дневник.ру.
- Вклад в повышение качества образования, распространения собственного опыта.
- Наличие опубликованных собственных методических разработок различного уровня (районного, городского, всероссийского).
- Наличие опубликованных статей, научных публикаций (районного, городского, всероссийского уровней).
- 2 открытых урока или занятия с отзывами методистов и обязательно листы регистрации присутствующих на уроках.
- Документы, подтверждающие выступления на научно-практических конференциях, семинарах, секциях, круглых столах, проведения мастер-классов различного уровня (районного, городского, всероссийского, международного). Обязательно надо приложить листы регистрации присутствующих. Можно разместить презентации выступлений (распечатки, файлы на CD). Если мероприятие проходило в вашей школе, то нужна программа мероприятия, заверенная руководителем.
- Результаты участия в профессиональных конкурсах (копии грамот, дипломов, приказов/ распоряжений) различного уровня.
- Копии приказов, распоряжений об участии учителя в экспертных комиссиях, апелляционных комиссиях, предметных комиссиях по проверке ГИА и ЕГЭ, в жюри профессиональных конкурсов, творческих группах.
- Документы, подтверждающие исполнение функций наставника.
- Результаты освоения учащимися образовательных программ.
- Результаты сдачи ЕГЭ.
- Результаты сдачи ГИА.
- Результаты внешнего мониторинга.
- Результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах различного уровня (грамоты, дипломы учащихся; документы, подтверждающие роль учителя).
- Результаты участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях различного уровня (грамоты, дипломы учащихся; документы, подтверждающие роль учителя).
- Критерии и показатели, дающие дополнительные баллы. Это могут быть следующие документы.
- Материалы о личном участии педагога в реализации образовательной программы экспериментальной площадки (лаборатории, ресурсного центра).
- Дипломы об участии в конкурсе инновационных продуктов.
- Публикации научно-методических пособий разного уровня.
- Наличие диссертации.
- Грамоты, благодарности, благодарственные письма от различных организаций, в том числе и от общественных.
- Премии правительства Санкт-Петербурга.
- Региональные, ведомственные или государственные награды.
Как видите, для повышения квалификации учителя или подтверждения категории материалов нужно немало. Портфолио должно фиксировать уровень профессионализма учителя и умение решать задачи его профессиональной деятельности, в нем должны отображаться все успехи учителя и его учеников. Исходя из вышесказанного, можно систематизировать материалы следующим образом. - Общие сведения об учителе.
- Фамилия, имя, отчество, год рождения.
- Фотография.
- Образование, курсы повышения квалификации.
- Стаж работы, педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ.
- Квалификационная категория.
- Научно-методическая деятельность.
- Использование современных образовательных технологий.
- Конспекты уроков с описанием образовательных технологий.
- Презентации к урокам.
- Электронные образовательные ресурсы.
- Удостоверения о прохождении курсов пользователя ПК.
- Материалы, подтверждающие использование дистанционного обучения.
- Участие в сетевых сообществах, сайты, блоги.
- Участие в семинарах, конференциях.
- Работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, АППО, вузами и другими учреждениями.
- Работа в экспертных комиссиях, апелляционных комиссиях, предметных комиссиях по проверке ГИА и ЕГЭ, в жюри профессиональных конкурсов, творческих группах.
- Участие в работе экспериментальной площадки (лаборатории, ресурсного центра).
- Наставничество.
- Публикации.
- Достижения учителя.
- Участие в профессиональных конкурсах.
- Участие в конкурсах инновационных продуктов.
- Награды различного уровня, премии.
- Ученые степени, наличие диссертации.
- Достижения учащихся.
- Результаты сдачи ЕГЭ.
- Результаты сдачи ГИА.
- Результаты внешнего мониторинга.
- Грамоты, дипломы победителей и призеров предметных олимпиад.
- Грамоты, дипломы победителей и призеров конкурсов.
- Сертификаты, дипломы участников научно-практических конференций.
- Отзывы и благодарности.
Конечно, самая удобная форма портфолио – электронная. Можно постепенно год за годом хранить все документы в электронном виде, а потом, в определенный момент распечатать необходимую информацию или предоставить ее в электронном виде, но это, похоже, – наше будущее, а сейчас пока приходиться все документы распечатывать. Электронное портфолио позволяет корректировать и обновлять информацию. Форма электронного портфолио может быть разной. Обычно все материалы хранятся в папках на компьютере, но эта форма устарела. В современном мире существует множество способов создания электронного портфолио. Можно создать свой сайт, блог, создать свою страницу на образовательном портале, который предоставляет свои услуги учителям. И в заключении хочется сказать, что портфолио, конечно, отражает результаты деятельности учителя, но оно не отражает его человеческие качества, отношение к детям. А это тоже немаловажно.
Автор: Шапошникова Надежда Трофимовна, учитель информатики ГБОУ школы № 617 Санкт-Петербурга
|